Дидактические шахматные задания (при единоборстве одноименных фигур)

Loading...


Дата02.04.2020
өлшемі20.68 Kb.
Дидактические шахматные задания

(при единоборстве одноименных фигур)
Шахматных занимательные задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь" на примере ладей.
"Один в поле воин". Белая ладья должна побить все чёрные фигуры, беря каждым ходом по фигуре. Ходит только белая ладья, а черные фигуры как бы "заколдованы": они не могут ни ходить, ни бить. Во всех примерах решение единственное. Это задание вызывает неизменный интерес у детей, которые с усердием и восторгом уничтожают черные фигуры, затрачивая на поиск верного решения от 5 до 50 секунд. Вот примеры.
"Кратчайший путь". Белая ладья должна самым коротким путем добраться до определённого контрольного поля. В заданиях подобного типа отдельные поля заняты кружочками (это как бы "заминированные поля"). Становиться на них и перепрыгивать через них ладья не имеет права. Когда подобное положение расставляется на демонстрационной шахматной доске, вместо кружочков установите любые перевёрнутые белые фигуры (как известно, через белые фигуры белая ладья не перепрыгивает) или намагниченные кругляши (сейчас такие есть в продаже), а на контрольное поле поставьте одну из черных фигур, чтобы дети ясно видели, куда надо попасть белой ладье. Дети за 5-25 секунд решают эти задания.
"Лабиринт". Подобно предыдущему заданию, белая ладья должна добраться до контрольного поля, не становясь на поля с кружочками и не перепрыгивая их. Но здесь не требуется найти кратчайший маршрут - достаточно добраться по цели (однако более старшие дети в состоянии и здесь сосчитать, за сколько ходов белая ладья быстрее всего доберется до контрольного поля). Школьники затрачивают на решение каждого из подобных положений от 6 сек. до 1 мин.
"Перехитри часовых". Белая ладья должна добраться до контрольного поля, не становясь на поля, атакованные черными ладьями-часовыми (а также не становясь на поля с кружочками и не перепрыгивая их). Хотя в этом задании двигается только белая ладья, а черные ладьи стоят на месте, они побьют белую ладью-разведчика, если она встанет под бой. Это сложное задание (но оно уже более приближено к реальной шахматной партии, когда любая наша ошибка может повлечь за собой немедленное возмездие). Здесь уже нужна подчас помощь педагога, который будет указывать детям, что на то или иное поле белая ладья не может ступить - там ее побьют. Только одаренные дети смогут затратить на решение следующих позиций менее 20 секунд (на одну позицию). Для облегчения поиска решения в таких задачах можно разрешить ребятам сначала карандашом проставить точки на те поля, которые атакуют черные ладьи, и сразу станет ясно, каких клеток следует избегать (точки ставятся на диаграммах в учебнике)
В заданиях "Кратчайший путь", "Лабиринт" и "Перехитри часовых" на демонстрационной шахматной доске на поля, помеченные кружочками, можно поставить перевёрнутые белые фигуры. Так как в задании "Лабиринт", как правило, кружочков больше, чем белых фигур в шахматном комплекте, то следует иметь под рукой запасной комплект магнитных демонстрационных фигур. Если же лишних фигур нет, то вместо кружочков можно установить не только белые, но и черные фигуры-статисты.
Дидактические шахматные игры

(при единоборстве одноименных фигур)
Сначала все ученики разбиваются на пары и играют друг с другом. Один из них играет белой ладьей, второй - черной ладьей. Ходы совершают по очереди. Выигрывает тот, кому удается побить неприятельскую ладью. Исходное положение - ладьи стоят в противоположных углах доски. Это дидактическая "Игра на уничтожение".

Следует заметить, что ранее дети решали дидактические задания (в дидактических шахматных заданиях ходит только белая ладья), а теперь мы имеем дело только с дидактическими играми (здесь белые и черные ходят по очереди), это сложнее - делая ход, приходится учитывать наилучший ответ партнера.

В общем случае при "Игре на уничтожение" с обеих сторон в шахматном сражении участвует по несколько фигур, и победителем считается тот, кто побьет все фигуры противника. Для выигрыша достаточно, если у победителя останется хотя бы одна фигура (здесь определенная аналогия с шашками).

Игра ладьей против ладьи - простейший вариант такого единоборства. Очевидно, что при безошибочной игре партнеров поединок этот закончится вничью (никто не выиграет, но никто и не проиграет): ведь нападать ладьей на ладью нельзя - побьют! Приходится следить только за тем, чтобы не подставить свою ладью под удар (не ставить ее на горизонтали или вертикали, на которой расположена неприятельская ладья), и ждать случайной ошибки партнера - а вдруг он опрометчиво поставит свою ладью под бой. Простота подобного единоборства обманчива. Не торопите детей - это их "боевое крещение". Настоятельно требуйте, чтобы они думали, куда поставить свою ладью, и лишь после этого делали свой ход.

Именно в "Игре на уничтожение" у детей в полной мере начинает функционировать внутренний план действий, именно теперь все достоинства шахмат работают на учеников.

Игра ладьями "На уничтожение" на шахматной доске проста: у противников каждый раз большой выбор ходов, позволяющих не потерять свою ладью.

Вторая дидактическая игра - "Захват контрольного поля".

В этой игре белые должны постараться установить свою ладью на контрольное поле, не становясь на поля, атакованные черной ладьей (а также не становясь на поля, помеченные кружочками, и не перепрыгивая их). При этом черные стремятся к тому же (белая и черная ладьи ходят по очереди). Ставить ладью под бой невыгодно - противник ее побьет (даже на контрольном поле).

Методика разыгрывания этих положений такая же, как и при "Игре на уничтожение" (младшие дети разыгрывают эти позиции на своих досках с педагогом, а старшие могут порешать их и по диаграммам).
Третья дидактическая игра - "Ограничение подвижности".

Она подобна "Игре на уничтожение" на фрагментах, но ведется на всей доске (с "заминированными" полями). Белая и черная ладьи ходят по очереди. Цель игры - побить неприятельскую ладью. Вот типичные положения:

Все положения изначально выигрышны для белых - важно сделать верный первый ход. Суть игры - белые ограничивают подвижность неприятельской ладьи и уничтожают ее.

Игры "На уничтожение", "Захват контрольного поля" и "Ограничение подвижности" очень важны для маленького шахматиста, так как они моделируют те или иные реальные ситуации, которые случаются в шахматной партии. При этом мы не вводим пока других фигур, возможностей которых дети пока не знают.


Дидактические шахматные задания

(при единоборстве разноименных фигур)
Рассмотрим эти задания на примере единоборства ладьи и слона. "Атака неприятельской фигуры". Нужно напасть белой фигурой на черную".

Здесь следует учесть следующее важнейшее обстоятельство: дети младшего возраста, как правило, легко решают задания на взятие в один ход, но отработка термина "нападение" для многих ребят представляет сложную задачу. Нападение - это такая ситуация, когда неприятельская фигура будет взята на втором ходу. Не на первом, как при взятии, а именно на втором. Разумеется, это труднее.

Поэтому настоятельно рекомендуем часть времени потратить на отработку нападения ладьёй на слона, слоном на ладью. Ребята разбиваются на пары и играют: один нападает - второй убегает. При этом, по возможности, убегая контр нападает. Это самое важное на данном этапе.
"Двойной удар". Нужно одним ходом напасть белой фигурой на две черные.
"Взятие". Белая фигура должна побить незащищенную фигуру.
Но в шахматах нужно учиться не только бить, атаковать, но и защищаться.
"Защита". Какой ход должны сделать белые, чтобы не потерять фигуру?
"Выиграй фигуру". После какого хода белых черные проигрывают одну из своих фигур? Вот два примера: В первом из этих положений белые ставят свою ладью на одной вертикали с черными фигурами, и если теперь черные сыграют слоном, то потеряют ладью, а если они пойдут ладьей, то останутся без слона. Для выигрыша фигуры белые здесь используют игровой прием, который называется "связка" - он будет подробно рассмотрен на втором году обучения. Во втором положении белые ставят ладью на одной горизонтали с черными слонами и один из них теряется (ведь черные не могут одним ходом увести их обоих из-под боя).
"Перехитри часовых". Белая фигура (слон или ладья) должна пробраться на контрольное поле, не становясь на клетки, атакованные черными фигурами-часовыми, а также на поля с кружочками и не перепрыгивая через них. Здесь у нас в игре участвуют фигуры с разными траекториями движения, поэтому исходные положения удаётся сконструировать очень и очень интересные и полезные для решения.

"Сними часовых". Белой фигурой нужно добраться до черных фигур и побить их, избегая полей, атакованных черными фигурами, не становясь на поля с кружочками и не перепрыгивая их. Это задание похоже на задание "Перехитри часовых", только белые должны не добраться до контрольного поля, а побить черные фигуры (а для этого к ним надо осторожно подкрасться).
Дидактические шахматные игры

(при игре всеми фигурами из начального положения)
"Первый шах". На досках расставляется начальное положение, и партнеры начинают играть, стараясь объявить шах неприятельскому королю. Кто этого первым добьется, тот и считается победителем. При этом фигура, объявляющая шах, не должна идти под бой. Если же она встанет под бой, то ее побьют, и партия продолжается.

В другом варианте данной игры для выигрыша достаточно объявить любой шах. Но это не очень полезно, так как тогда к победе приведут слишком нелепые ходы. Например, ферзь вторым же ходом выскакивает вперёд, а третьим ходом берёт одну из пешек, защищающих короля, становясь под бой.

Весьма полезно разыграть до первого шаха следующие положения: король и ферзь против короля и ферзя, король и ладья против короля и ладьи, король и слон против короля и слона, король и конь против короля и коня.

Наблюдая за баталиями юных шахматистов, нередко можно наблюдать, что оба короля у них стоят под шахом (что по правилам недопустимо!), но игроки не замечают этого и, как ни в чём не бывало, продолжают партию. Чтобы это исключить, в детях нужно развить навык шаха - а для этого следует решить множество заданий на шах. Также рекомендуем на первых порах объявлять шах вслух - важно чётко зафиксировать данный термин.

Главное, дети должны понять, что далеко не всегда объявлять шах выгодно, так как в большинстве позиций противник легко найдёт защиту. А вот достижение существенного материального перевеса (а порой и небольшого) действительно важно.

Предложите детям поиграть в дидактическую игру "Два хода".

Данная игра очень полезна для того, чтобы ребята научились создавать и реализовывать угрозы. Каждый из детей расставляет на своей доске начальное положение и играет белыми против взрослого. Педагогу, таким образом, приходится одновременно играть со всеми детьми. В отличие от реальной шахматной партии здесь каждый из ребят делает два хода подряд своими фигурами, а педагог отвечает только одним ходом. Есть только одно ограничение - первым ходом запрещается давать шах (ведь тогда можно было бы побить вторым ходом неприятельского короля).

Туго придется педагогу, когда дети сообразят, как играть в такую игру. Ведь первым ходом можно напасть на ферзя, а вторым его побить (и это неплохо - продолжает отрабатываться навык нападения). Первым ходом можно побить защищенную неприятельскую фигуру, а вторым вернуть свою фигуру назад целой и невредимой.

Когда дети раскусят выигрышный секрет игры "Два хода", усложните её правила. Теперь оба хода ребята должны делать разными фигурами! Это более полезно. Впрочем, и здесь самые смышлёные через некоторое время сообразят, что подчас можно сначала одной фигурой напасть на ферзя, а затем другой фигурой объявить шах. Поэтому педагог должен так расставлять свои фигуры, чтобы исключить возможность объявления шаха. В целом, очень полезное упражнение.

Можно предложить ребятам и шуточную игру "Первое взятие". В ней игра ведётся из начального положения, но её цель не постановка мата, а уничтожение любой боевой единицы противника. Кто первым выполнит взятие (даже если его фигуру в ответ могут тоже побить), тот и победил.

Далеко не каждый ребенок быстро раскусит её секрет и научится всегда выигрывать за белых. К примеру, самый распространённый в "обычных шахматах" начальный двойной ход королевской пешкой приводит к поражению. Потому что чёрные сразу же атакуют эту пешку своим королевским конём, белая пешка будет вынуждена сделать ещё один шаг вперёд, чёрный конь в ответ займёт центральное поле, которое покинула эта пешка, с двойным ударом на две белые пешки (слоновую и ферзевую). И белые беззащитны.

Но, если белые на первом ходу сыграют правильно, то уже на третьем ходу они неминуемо побьют одну из чёрных фигур. Для достижения победы в этой шуточной партии белым достаточно, например, пойти на одну клетку королевской пешкой или любой из коневых пешек. В первом случае при любом ответном ходе чёрных белые вторым ходом сыграют ферзём через клетку по диагонали, а третьим выполнят ферзём подходящее взятие. Во втором случае при любом ответном ходе чёрных белые вторым ходом сыграют на одно поле слоном, и третьим выполнят слоном взятие по большой диагонали.



"Партия-повторюшка". Это, когда чёрные копируют ходы белых. Здесь белые могут поставить мат уже на 4 ходу.

Достарыңызбен бөлісу:
Loading...


©melimde.com 2020
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет
рсетілетін ызмет
Жалпы ережелер
ызмет стандарты
дістемелік кешені
бекіту туралы
туралы хабарландыру
біліктілік талаптары
кіміні аппараты
Конкурс туралы
жалпы біліктілік
ойылатын жалпы
мемлекеттік кімшілік
жалпы конкурс
Барлы конкурс
білім беретін
республикасы білім
ызмет регламенті
бойынша жиынты
ткізу туралы
конкурс атысушыларына
біліктілік талаптар
атысушыларына арнал
Республикасы кіметіні
идаларын бекіту
облысы кімдігіні
мемлекеттік ызмет
рсетілетін ызметтер
стандарттарын бекіту
Конкурс ткізу
мемлекеттік мекемесі
дебиеті маманды
Мектепке дейінгі
дістемелік сыныстар
дістемелік материалдар
ауданы кіміні
конкурс туралы
жалпы білім
рметті студент
облысы бойынша
білім беруді
мектепке дейінгі
мыссыз азаматтар
Мемлекеттік кірістер
Конкурс жариялайды
дарламасыны титулды
дістемелік кешен
ызметтер стандарттарын
мелетке толма
разрядты спортшы
аласы кіміні
директоры бдиев

Loading...